white tiger

special_i_st


Продавец света

Мысли вслух


Previous Entry Share Next Entry
Госзакупки, объективная реальность. Часть 1
Yoda
special_i_st
Прозрачность госзакупок и жёсткий контроль за ними насущная необходимость при любом состоянии экономики. Проведённая работа дала серьёзный экономический эффект и её необходимо продолжать и углублять.

Но есть и серьёзные негативные стороны, игнорировать которые чревато.

Вопрос регулирования госзакупок возник далеко не сегодня.
Был закон 94-ФЗ от 2005 года, в 2011-м был принят 223-ФЗ, в 2012-м 275-ФЗ и в 2013-м 44-ФЗ.
С развитием международного давления на Россию, перекрытия финансовых кранов и введения санкций вопрос снижения КСп экономии бюджетных средств встал очень остро. Соответственно, было усилено внимание к применению и исполнению 223/275/44-ФЗ, все мало-мальски заметные закупки стали выводить из тени и обязали Заказчиков обязательно выходить на торговые площадки.
Это дало реальный эффект. Я своими глазами видел как менялись результаты закупок — реально снижались цены и вылетали с рынка недобросовестные игроки. Максимального экономического эффекта принятые меры достигли в 2015-2016-м годах.

А потом маятник пошёл в обратную сторону.

Большую часть того, что можно было выжать, практически выжали, а результатов хотелось всё больше и больше, ведь каждому чиновнику на каждом уровне хочется отчитаться о достигнутых успехах и заработать «медальку». И уже в 2016 году начались перегибы и перелицовывания 223/275/44-ФЗ, усугубляющие ситуацию. А уж звучащие сегодня предложения и предлагаемые поправки местами попахивают вольным или невольным вредительством. Особо в этом отличился московский департамент конкурентной политики, но об этом во второй части.

Формально Госзакупки это закупка госучреждениями товаров, работ и услуг. По факту же это обслуживание потребностей государственной машины. Во всех трёх вариантах это работа, которую кто-то производит и оказывая услуги, и производя работы и поставляя товары. Работы и товары стоят денег. И даже если самым фантастическим образом все госзакупки станут абсолютно прозрачными, максимально эффективными и абсолютно некоррупционными, стоимость не опустится ниже реального предела. Проблемы же коррупционности и неэффективности простым зажиманием денежного крана и карательными мерами не решить, требуется системная работа.
Когда чиновники забывают эти простые Истины, пытаясь заработать карьерные плюсы в глазах руководства, и пытаются перейти границы разумного, начинаются реальные проблемы для Государства и его экономики.
Уже начались.


Проблема №1. Серьёзная деградация качества оказания услуг.
Президент неоднократно говорил о необходимости развития конкурентной среды, прозрачности конкуренции и равноправного доступа для всех. Но я ни разу не слышал чтобы Путин говорил что равноправный доступ должен быть для всех подряд, для кого попало. К сожалению, ни разу не встречал чтобы хоть один чиновник вплоть до федерального уровня понимал разницу.
Дело в том, что конкуренция подразумевает состязание игроков, обеспечивающих одинаковый квалифицированный минимум качества закупаемых товаров/работ/услуг. И именно этот минимум законами о госзакупках не никак не обеспечивается. Сейчас в тендере любой сложности на законных основаниях могут участвовать как квалифицированные поставщики, имеющие опыт, квалификацию и ресурсы для исполнения Контракта, как теперь модно говорить имеющий компетенции, так и вчера зарегистрированная фирма-однодневка, состоящая из пары безграмотных неучей.

Если в предыдущих редакциях Заказчик имел право квалификационные требования устанавливать, то теперь уже не может. А не имея возможности устанавливать фильтр по качеству Заказчик с каждой закупкой получает кота в мешке, достаточно частые срывы производственных процессов, финансовые потери и юридическую нервотрёпку.

Более того, рвутся наработанные хозяйственные связи. Слова давно забытые, но тем не менее актуальные. Далеко не все госзакупки коррупционные - многие просто хотят работать, годами нарабатывают связи и отбирают надёжных компетентных контрагентов. Это только кажется, что сделать качественно какую-то работу или поставить неуникальные товары это просто и сможет любой. В реальности в каждой отрасли число стабильных надёжных игроков считанные единицы. Доходит даже до того, что контакты такого поставщика/специалиста передаются от одного к другому как контакт хорошего врача. При сложившихся профессиональных, не коррупционных, связях не только Заказчик планирует свою работу - и Поставщик тоже подстраивается под Заказчика. Готовятся ресурсы, обеспечиваются заблаговременно необходимые материалы и специалисты.
Повторюсь, теперь каждый тендер для Заказчика превращается в русскую рулетку.

Но и это ещё не всё. В предыдущих редакциях законов у Заказчика была возможность защитить свои (государственные) интересы качественным, грамотно составленным техзаданием. Теперь же сумрачный гений законодателя нивелировал роль техзадания и пришёл пушной зверёк.

Ночным кошмаром Заказчика стали фирмы, которые специализируются на тендерах. Фирмы, которые не имеют ни ресурсов, ни компетенций, НИЧЕГО, кроме желания отжать копейку от государства. Эти "прокладки" можно встретить в любом мало-мальски заметном тендере. Ребята просто копируют техзадание и в омут с головой. Торгуются ниже минимума, а потом начинают "отжимать" Заказчика. Сначала пытаются поставить несоответствующие товары/услуги. Если же Заказчик "подкованный", то с удовольствием судятся. Обеспечить же аномально низкую цену возможно только двумя способами: или поставкой несоответствующих товаром (работ, услуг) или коррупционным путём (в том числе котрабанда и уклонение от уплаты налогов).

В результате всех эти нововведений компетентные Поставщики постепенно уходят с рынка Госзакупок, качественное обслуживание Государства становится не только избыточно сложным, но и экономически неоправданным. На фоне же свежих поправок и нового закона об уголовной ответственности ещё и неоправданно опасным.
Если в 2015 году квалифицированные Поставщики стремились на рынок госзакупок, то уже в 2017 их приходилось приглашать, а в некоторых случаях  уговаривать. Да, сегодня Заказчик, желающий получить качественный результат, порой вынужден уговаривать квалифицированных Поставщиков поучаствовать в тендере. Тогда есть надежда.

Завтра даже уговоры перестанут действовать. Ибо ну его ....., пусть Правительство само на землю опускается и реальную работу делает.

Проблема №2. Торможение рабочих процессов.
Чрезмерная забюрокраченость процедур закупок и недостатки законов приводят к тому, что обеспечение повседневной деятельности госучреждений становится квестом повышенной сложности. На любую закупку уходит от двух до шести месяцев. Часть регулярных потребностей вполне возможно прогнозировать и планировать, но далеко не всё. С нерегулярными и внезапными потребностями возникают проблемы. Если же деятельность госучреждения связана с обеспечением безопасности, в том числе здоровья, то даже 2-х-месячные задержки чреваты. Примеров множество.
Также, задержки в обеспечении оперативных потребностей учреждений-разработчиков или производственников тормозят более серьёзные процессы, в первую очередь на режимных предприятиях.
С такими пудовыми гирями на ногах совершать экономические рывки будет совсем не просто.

Проблема №3. Экономический и социальный дисбаланс.
Логичным следствием перевода всех госзакупок на электронные торговые площадки стало сокращение количества звеньев в цепи Производитель-Заказчик практически до одного. Если раньше в каждом регионе был свой местный игрок, который обслуживал региональные потребности, то теперь он оказался не у дел. Большинство торгов выигрывают считанные центральные игроки. Чаще всего это Москва, намного реже Санкт-Петербург и очень редко компании из областных центров.
Множество мелких компаний, фирм и фирмочек в регионах вынуждены были или сокращать персонал/зарплату или вообще прекратить деятельность. При чём у разбитого корыта оказались в большинстве своём люди, обладающие пресловутыми компетенциями. Про рост безработицы, потери для бюджета пенсионных и социальных выплат говорить не буду - кто "там" об этом задумывается?
Вторым следствием централизации исполнителей госконтрактов является налоговый дисбаланс. Если вместо региональных компаний теперь госконтракты выполняют московские компании, то и прибыль и налоги остаются в Москве.
Но и московским Поставщикам не сладко - маржинальность стремится к нулю.
В рамках же экономики всей страны это игра с нулевой суммой, перекладывание из левого кармана в правый.

Продолжение следует...


promo special_i_st august 15, 2013 01:29 30
Buy for 30 tokens
Опасность потерять меру и разум спутник любой страсти и идейности. Это, в том числе, и о нашем современном политическом дискурсе. Интереснее всего то, что пену на губах протестной оппозиционной группы, гордо назвавшей себя "креативным классом" и решившей построить вдруг, с…

  • 1

Частники...

При выставлении КП с условиями оплаты: "ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОПЛАТА", в обязательном порядке предусмотреть ТРЕБОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ по оформлению и предоставлению БЕЗОТЗЫВНОЙ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ, на сумму аванса свыше 1,0 млн.руб., со сроком окончания действия гарантии : дата поставки Товара плюс 2 месяца, с направлением банковской гарантии в адрес АО «ЕВРАЗ ЗСМК» для предварительного согласования.

Прикинь: банковская гарантия на пол-года для предварительного согласования, при том, что закупка может быть через пол-года, а оплата - ещё через три месяца, а цены фиксируются сразу и это ещё и производство по ТЗ!! Склад вообще бесполезен - ой-вэй...

Что касается государственных закупок, то дети выросли - им дают правильно заработать. Уверяю, у них кредитные ресурсы просто по другой цене...

Re: Частники...

А ЕВРАЗ разве не частная лавочка Абрамовича?

Re: Частники...

А я и написал в заголовке. Но!

Большой бизнес подарен десятку подонков, которые и есть государство, и этика будет мигрировать в госструктуры.

Я так поняла, что почти все изменения 44-ФЗ только ухудшили положение. А если отмотать назад и отменить плохие изменения ? Это улучшит положение ?

Нет. Порочна сама логика одним законом решить комплекс системных задач.
Закон должен быть рамочным, а дальше должны быть отраслевые решения.

Понятно. Закон должен состоять из бланкетных норм.

Где-то посредине. Если просто заложить бланкетные нормы, начнется парад бюджетных суверенитетов.

Нужен мозговой штурм. Собрать что-то вроде съезда специалистов и выработать проект закона.

Специалистом в этой сфере можно стать только побывав с разных сторон баррикад, в разных шкурах: поработав и Заказчиком и поставщиком и ревизором.

Так вот их всех вместе и собрать на съезд и выработать проект Закона.

У меня есть опыт поставщика, знаю проблемы заказчиков, но участвовать в балагане в виде съезда не буду - бесполезно.

А как же тогда решать проблему ?

Межведомственной опергруппой, неафишируемой и с защитой. Это операция может затронуть настолько серьёзные интересы, что сами понимаете.

Свои соображения постараюсь выложить здесь - надо только себя заставить, тяжело пишется.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account