white tiger

special_i_st


Продавец света

Мысли вслух


Previous Entry Share Next Entry
Узаконенный распил.
white tiger
special_i_st
Почему не работает ФЗ-94

Сегодня практически все государственные закупки проводятся согласно закону ФЗ-94 через тендеры. Созданы электронные площадки, выпускаются цифровые подписи, данные публикуются. Всё вроде бы прозрачно и наглядно, а лучше не становится. Как воровали, так и воруют. Как «пилили», так и «пилят». Даже если ситуация и меняется местами в лучшую сторону, то далеко не благодаря этому закону, а вопреки.


Что же на самом деле происходит?

Давайте для сначала рассмотрим два сравнительных примера.

Пример №1. Закупки автомобилей.
Есть такая всем известная компания Procter&Gamble с огромным штатом сотрудников. Части сотрудников по штату положены автомобили. На этот случай в компании разработана специальная политика (своего рода инструкция) - “Car policy”. В этой инструкции подробно расписано на какой должности положена машина сотруднику, а на какой нет. Подробно расписано какой автомобиль положен на конкретной должности, включая класс автомобиля и литраж двигателя. Также очерчен круг возможных марок и их поставщиков. Кроме того, “car policy” регулирует механизм использования служебных автомобилей, формы отчётности о пробеге и расходе ГСМ.
Vs.
В наших же бюджетных учреждениях каждый руководитель самостоятельно решает какие автомобили закупать и сколько на это потратить бюджетных денег согласно своих статусных предпочтений и доступного финансирования. Выбор марки (бренда) и поставщика тоже никак не регулируется закон никаких конкретных ограничений не накладывает.

Поэтому не удивительно, что менеджер среднего звена P&G управляет служебным Ford Focus с двигателем 1,6-1,8 литра, а средний начальник бюджетного учреждения управляет служебной Toyota Camry с двигателем 2.0 (а то и 2.5) литра, а порой и LandCruiser, купленной опять же на бюджетные деньги. И ФЗ-94 это никак не регулирует.

Пример №2. Закупка ламп.
Аэропорт «Домодедово» на каждый световой прибор (освещение парковок, стоянок судов, посадочные огни и прочее) имеет строгий регламент, в котором чётко и однозначно прописана номенклатура используемых ламп, т.е. бренд и артикул. Регламент прописан проектировщиками, производителем оборудования и строго соответствует всем стандартам и нормативам. Далее «Домодедово» объявляет внутренний редукцион на поставку ламп. Участвовать в нём могут только официальные дистрибьютеры указанных брендов, причём прошедшие отдельную процедуру авторизации, которая длится не один день и проводится в том числе службой безопасности. В документации редукциона строго указан производитель и точная номенклатура лампы.
Vs.
Бюджетное учреждение культуры (театр, ДК, концертный зал) имеет парк светового оборудования. Требования безопасности по лампам ниже
чем в аэропорту и допускают взаимозаменяемость ламп, но тем не менее производитель указывает не более двух-трёх вариантов. Обычно указывается тип лампы по одной из двух международных классификаций (ANSI или LIF) и список брендов (OSRAM, Philips, GE).
Согласно же закону, театр не имеет права указать в тендерной документации необходимые ему конкретные позиции, а указывает
только набор характеристик.
И тут начинается «креатив». Вариантов два: коррупционный и честный.
Коррумпированный чиновник составляет спецификацию так, чтобы под её требования попадал только тот набор товаров, которые может поставить только аффилированная компания. Даже если товары типовые и полностью взаимозаменяемые, выявляется незначительная характеристика, которая отсекает всех остальных поставщиков. Или добавляется уникальная, но непрофильная номенклатура. Например,
в миллионный тендер на лампы добавляются пассатижи. А что, тоже с электричеством связано...
Честный чиновник тоже вынужден защищаться спецификацией, потому как указывать бренд не имеет права, а нечистые на руку поставщики могут поставить некачественные товары неизвестного производителя. Потому как соответствие проверяется только по заявленным характеристикам, а заявляют китайские производители всё что их душе угодно.
Никаких требований к поставщику, кроме указанных в законе, не предъявляется.


В результате в редукционе аэропорта участвуют только проверенные профильные профессионалы и аэропорт получает то, что прописано проектировщиками, из первых рук, с гарантией и по минимальной цене. А в государственном тендере на лампы участвуют строительные, компьютерные, медицинские и прочие непонятные компании, закупающие лампы через третьи руки. Победитель в подавляющем большинстве случаев или аффилирован (откаты, распилы) или поставляет дешёвый, но не годный товар.

И таких примеров превеликое множество в любой отрасли.

Почему же такая разница в подходах?

Закупки можно разделить на четыре логических операции, каждая из которых требует принятия решения: ЧТО покупать, СКОЛЬКО покупать, У КОГО покупать и КАК покупать.
Компании своими внутренними распорядками регулируют в первую очередь ЧТО покупать и СКОЛЬКО покупать. Эти вопросы однозначно решены профильными специалистами и четко прописаны. Даже к вопросу У КОГО покупать компании предъявляют список жестких требований. В случае P&G это преференции национальным производителям. В случае аэропорта «Домодедово» это официальные дистрибьюторы конкретных брендов, опять таки диктуемых тех.регламентом. Если бы наша Российская промышленность выпускала подобные лампы — закупали бы только их. Службе закупок под контролем службы безопасности остаётся только обеспечить соответствие процедуры закупки (КАК покупать) заявленным требованиям.

Закон ФЗ-94 регулирует только вопрос КАК покупать. Вопрос У КОГО покупать в законе прописан на уровне «лишь бы человек попался хороший». А вот ЧТО покупать и СКОЛЬКО покупать решают чиновники на местах. Каждый на своё усмотрение в меру своих аппетитов и порядочности.
Порядочному чиновнику (а такие есть и немало) закон усложняет работу, а для коррумпированного чиновника закон наоборот работает легализатором махинаций.

Разговор о госзакупках идёт давно. Ещё два года назад состоялась словесная баталия А. Навального с Я. Кузьминовым на тему пересмотра закона или замене его на Федеральную контрактную систему (ФКС). Говорили долго, эмоционально, приводили кучу аргументов, но не по делу.

Дело ведь не в самом законе. Закон ФЗ-94 лишь заключительное звено логической цепочки процесса закупок. И пока не будут регламентированы первые три звена, четвёртое звено абсолютно не работоспособно. А порою и просто балласт.

В идеале на каждом этапе решение должен принимать профильный специалист согласно внутреннего распорядка.
ЧТО покупать должен решать проектировщик или производитель используемого оборудования. Также этот вопрос может регулироваться отраслевыми стандартами. Контролировать правильность выбора должно вышестоящее министерство;
СКОЛЬКО покупать должно регламентироваться утверждёнными нормами эксплуатации (расхода) и отраслевыми стандартами;
По вопросу У КОГО покупать должна быть жесткая централизованная ведомственная политика с четкими и жёсткими критериями отбора поставщиков.
И тогда вопрос КАК покупать станет чисто механическим.

Вопрос регулирования госзакупок решается только детальной проработкой и чёткой регламентацией всех аспектов повседневной работы всех государственных учреждений.

Пока эта работа не будет сделана, пока эта огромная, но важная и нужная работа заменяется универсально-импотентным законом ФЗ-94, госзакупки будут напоминать анекдот с седой бородой:

Идёт прапорщик по части, катит перед собой тележку. Останавливает прапорщика командир роты.
- Прапорщик, что украл?
- Ничего не украл. Дело делаю — мусор вывожу.
Покопался комроты в тележке — действительно мусор.

Идёт дальше. На встречу Замкомполка:
- Прапорщик, что украл?
- Ну почему сразу украл? Ничего не украл. Дело делаю — мусор вывожу.
Покопался замкомполка в тележке — действительно мусор.

Проходит прапорщик через КПП. Дежурный по части:
- Прапорщик, что украл?
- Ну почему сразу украл? Почему все думают, что раз прапорщик, значит украл? Как вам не стыдно?!?!? Ничего не украл. Дело
делаю — мусор вывожу.
Проверил ДЧ тележку — только мусор, ничего ценного.

Вышел прапорщик за КПП. Налетели на него другие прапорщики:
- Прапорщик, что украл?
- Что украл, что украл... Тележку украл!




http://www.odnako.org/blogs/show_24075/

promo special_i_st august 15, 2013 01:29 30
Buy for 30 tokens
Опасность потерять меру и разум спутник любой страсти и идейности. Это, в том числе, и о нашем современном политическом дискурсе. Интереснее всего то, что пену на губах протестной оппозиционной группы, гордо назвавшей себя "креативным классом" и решившей построить вдруг, с…

  • 1
  • 1
?

Log in

No account? Create an account